Казахстан: аресты профсоюзных активистов, протесты трудящихся под давлением властей

Отмена регистрации независимого профсоюза казахстанским судом привела к аресту двух профсоюзных лидеров, а также к росту масштабов голодовки нефтяников на западе страны.

4 января экономический суд южно-казахстанского города Шимкент постановил закрытие национального профцентра Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан к 4 февраля за неспособность перерегистрации отраслевых профсоюзов по меньшей мере в девяти из 16 регионов страны.

За этим последовали волнения трудящихся, и 20 января, Заместитель председателя КНПРК, Нурбек Кушакбаев и лидер нефтяников Амин Елеусинов были арестованы за призывы к забастовке.

Согласно новому запретительному закону, принятому в 2014 году, получившему резкую критику за нарушение международных стандартов, все национальные профсоюзы должны зарегистрироваться на региональном уровне в более чем половине областей страны через шесть месяцев после своего основания.

После многочисленных проволочек в феврале 2016 года КНПРК наконец-то зарегистрировали, но организации сферы труда и прав человека говорят, что попытки соответствовать новым правилам постоянно встречали противодействие.

Международная конфедерация профсоюзов (МКП) приводит пример профсоюзов, получивших «более 25 отказов, ни один из которых не получил законного обоснования, до того как организация была зарегистрирована».
Регистрация членских организаций КНПРК, представляющих домашних и медицинских работников, также была отозвана, что поставит эти профсоюзы вне закона, если решение суда не будет отменено.

Организация Human Rights Watch (HRW) описала постановление суда от 4 января как «грубейшее нарушение» основных прав, гарантированных на международном уровне, и призвала его аннулировать.

"Закрыв эту профсоюзную организацию власти сделали тревожный шаг назад», - отметил Хью Вильямсон, директор HRW в Европе и Средней Азии в своем заявлении от 10 января. "Казахстан взял на себя международное обязательство по защите свободы объединения, но это решение ему противоречит".

Реакция профсоюзов страны оказалась смешанной. Наблюдатели списывают это на давление на лидеров независимых профсоюзов со стороны властей, а также страхи, что еще больше профсоюзных активистов и их семей могут пострадать от контрмер, которые испытали Елеусинов и Кушакбаев.

Сразу после решения суда, Президент КНПРК, Лариса Харькова, раскритиковала ход слушаний, заявив что ее профсоюзу было отказано в возможности представить их дело в суде. Однако несколькими днями позже она изменила риторику.

“Мы не смогли привлечь в профсоюз необходимое количество членов, поэтому Министерство юстиции подало иск на отказ в регистрации и роспуск Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана, что, по нашему мнению, обосновано [с точки зрения закона]” – Харькова заявила на пресс-конференции в Шимкенте 12 января.

Некоторые трудящиеся, однако, были категоричны в своей позиции к аннулированию. Около 90 работников компании «Oil Construction Company LLP» в богатой нефтью Мангистауской области на западе страны начали 5 января голодовку.

Согласно Radio Free Europe/Radio Liberty, еще сотни трудящихся из других нефтесервисных компаний присоединились к протесту, и число голодующих превысило 400. Трудящиеся требуют от правящей партии «Нур Отан» восстановить КНПРК, хотя в региональном офисе партии «Нур Отан» отрицают получение каких-либо петиций от нефтяников.

Волнения в нефтяном секторе

В последние годы нефтегазовая отрасль Казахстана стала местом трудовых волнений страны. Несмотря на постоянные рейтинги в числе 15 крупнейших нефтепроизводителей и на тот факт, что на сектор приходится более 60% национального ВВП, глобальный нефтяной спад вылился в сокращение оплаты труда и рабочего времени для трудящихся отрасли.

К тому же, в декабре 2011 года, в нефтедобывающем городе Жанаозень в Мангистауской области произошла одна из страшнейших расправ в истории Казахстана, когда многомесячные выступления за повышение оплаты и улучшение условий труда привели к гибели как минимум 14 протестовавших от рук полиции.

Хотя в 2011 КНПРК поддерживала забастовки нефтяников, в этот раз Харькова призвала голодующих прекратить акцию, так как "ничего не даст эта голодовка, а люди пострадают”.

Однако Харькова была под значительным давлением со стороны властей, включая обыск ее дома, рейд в офис, конфискацию компьютера и новые обвинения в растрате.

“Полиция угрожала инициировать дальнейшие действия против Харьковой, если она не уйдет с поста Президента Конфедерации», - заявили в HRW. «Профсоюз видит в иске против Харьковой акт запугивания с целью не дать профсоюзу подать апелляцию на решение о закрытие".

Риск «радикализации и дестабилизации»

Антон Леппик, Исполнительный секретарь Всеевропейского регионального совета МКП, рассказал Equal Times, что с событий 2011 года в Жанаозене, власти Казахстана относятся к коллективным действиям как к «угрозе безопасности». Но убрав ограничения с профсоюзных свобод, правительство могло бы снизить риск дальнейших конфликтов.

“Уничтожая законную возможность граждан вступать в профсоюз по своему выбору для продвижения интересов трудящихся, правительство рискует создать условия для радикализации и дестабилизации. Такие ограничения являются «вопиющим нарушением» обязательств Казахстана по Конвенции Международной организации труда №87 о свободе объединения», - отметил Леппик.

Невыполнение правительством стандартов МОТ может привести к закрытию различных программ и деятельности, осуществляемой в Казахстане этим агентством ООН, - считает Леппик, добавляя, что подобное несоблюдение также может нанести ущерб сотрудничеству Казахстана с Европейским союзом, ОЭСР, Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами.

“Потеря репутации надежного партнера, выполняющего свои обязательства, которые выполняют другие национальные и международные партнеры, естественно будет иметь последствия для международного сотрудничества и проектов [Казахстана]. Мы наблюдали подобную ситуацию в Беларуси.”

HRW призвала ключевых экономических партнеров Казахстана, включая Европейский союз, его государства-члены, а также Соединенные штаты, оказать давление на правительство и отменить ликвидацию КНПРК с целью обеспечить исполнение страной международных обязательств по соблюдению прав трудящихся.

“Если Казахстан намерен реализовать свои глобальные амбиции, в частности в качестве международного инвестиционного хаба, он должен начать соблюдать международные трудовые стандарты", - заявил Вильямсон.

Перевод статьи Наубета Бисенова для Equal Times.
Оригинал статьи