Встреча лидеров профсоюзов Грузии и Кыргызстана

В Бишкеке (Кыргызстан) состоялась специальная сессия лидеров профсоюзного движения Грузии, Ираклия Петриашвили, президента GTUC, и Нугзара Чинчераули, председателя профсоюза госслужащих, при участии советника МКП-ВЕРС, Антона Леппика. Обмен делегациями был приурочен к целому ряду профсоюзных событий в стране, проводимых при финансовой поддержке субрегионального бюро МОТ-Москва. Среди них и тренинг по «Органайзингу и представительству трудящихся, занятых в неформальной экономике», и Молодежная летняя школа.

Этот обмен последовал за интенсификацией межправительственных связей и механизмов обмена. Правительство Грузии в последние годы внедрило ряд либеральных реформ, и в то время как результаты являются весьма сомнительными, они позиционируются как успешные, в том числе и в средствах массовой информации как в западном мире, так и в Кыргызстане. Таким образом, целью профсоюзной встречи было информирование профсоюзов и широкой общественности о реальном положении дел в Грузии и о ситуации с трудовыми аспектами в частности.

Президент Федерации профсоюзов Кыргызстана (ФПК), Асылбек Токтогулов, представил ситуацию с профсоюзным движением в своей стране. Со стабилизацией правительства после «революционного» периода был взят курс на либеральные реформы, в том числе и в трудовой сфере. Против этого подхода массово выступили профсоюзы Кыргызстана. Во-первых, действующий трудовой кодекс был пересмотрен всего несколько лет назад, и, значит, отражает реалии рынка труда. Во-вторых, в разработанном проекте наблюдается явный дисбаланс в пользу интересов работодателя за счет прав трудящихся. И в-третьих, консультационный процесс организован не был, а структуры социального диалога были проигнорированы. Прошла информация, что изменения были предложены «реформаторами» из Грузии, в частности что грузинские эксперты были приглашены правительством Кыргызстана в качестве консультантов. Более того, страны обменялись рядом визитов официальных лиц на высшем уровне.

ФПК организовала ряд протестов, которые на международной арене поддержала МКП. Это стало причиной перехода к более взвешенному и умеренному подходу со стороны правительства: была софрмирована рабочая группа, куда вошли представители профсоюзов. Результаты работы этой сбалансированной группы получили положительную оценку всех заинтересованных сторон, а том числе и ФПК. Однако всего две недели назад правительство, нарушив установленные процедуры, в одностороннем порядке внесло поправки к определенным статьям трудового кодекса в парламент, который их поспешно принял. Фактически эти поправки позволят работодателям перечислять в трудовом контракте причины расторжения контракта, которые могут отличаться от причин, перечисленных в трудовом кодексе. На практике это приведет к тому, что работодатель сможет вводить такие причины, в результате которых работник потеряет какую-либо защиту от «неоправданного» увольнения. Профсоюзы Кыргызстана обратились к Президенту с просьбой наложить на законопроект вето.

Ираклий Петриашвили, Президент GTUC, подтвердил, что подобный подход был использован грузинским правительством несколько лет назад. В то время как реформы в сфере полиции заслуживают положительной оценки, другие реформы, и в первую очередь в сфере труда, четко служат интересам немногочисленной группы бизнес-элиты и государственных чиновников. Трудовой кодекс Грузии дал формальное право работодателям увольнять трудящихся без объяснений причин. Трудящимся может быть отказано в занятости без каких-либо объяснений. Были упразднены различные законы и институты, в том числе закон о коллективных переговорах и трудовая инспекция. В реальности трудящиеся оказались в абсолютной зависимости от работодателей и их «доброй воли». И это в стране, где официальная цифра безработицы достигает 17%, а реальная — 70%, а население живет случайными заработками и небольшим урожаем с собственных огородов. Работодатель может законно дискриминировать трудящихся по любому принципу - членству в профсоюзе, политической позиции или просто «за несогласие с волей работодателя» - увольняя или не принимая на работу, может заставлять работать в опасных условиях под угрозой увольнения. GTUC подавало различные жалобы в МОТ и наблюдательные органы МОТ призвали правительство изменить законы для обеспечения защиты от дискриминации и продвижения коллективных переговоров. Некоторое время правительство не реагировало на рекомендации.
По мере того как профсоюзное движение Грузии консолидировалось с новыми лидерами и активизировало кампании против трудового кодекса и его последствий для профсоюзов и трудящихся, усилились репрессии профсоюзных активистов и лидеров. Угрозы и увольнения, давление для выхода из профсоюзов GTUC, создание «желтых» профсоюзов, упразднение системы удержания взносов из зарплаты, односторонний выход из коллективных соглашений — все эти меры стали частью кампании правительства по подрыву силы профсоюзов. Однако, GTUC при поддержке МКП и ее членских организаций такие атаки отбивали. Более того, при участии МКП и АФТ-КПП находятся под пересмотром торговые отношения Грузии с ЕС и США — такие отношения предписывают соблюление норм МОТ. С таким основанием правительство Грузии начало считаться, так как нормы МОТ могут привести к значительным потерям перспектив торговли. Но несмотря на некоторые символические подвижки, анти-профсоюзное законодательство остается в силе, а также продолжаются репрессии профсоюзных активистов. Цинизм властей достиг максимума, когда они призвали полицию для прекращения забастовки на заводе «Геркулес», ареста бастующих и принуждения их к работе. Профсоюзы системы ФПК должны быть готовы к такому повороту событий, укреплять свои силы и информировать широкую общественность о реальной ситуации так называемого грузинского успеха.

Антон Леппик рассказал об МКП и ее деятельности, концентрируясь на правах профсоюзов и кампаниях в защиту этих прав. Он отметил, что в Европе существует две страны, где права профсоюзов жестко атакуются властями и где, как и в Кыргызстане, реформы трудового законодательства привели к подобной ситуации: в Беларуси режим Лукашенко навязывает систему краткросрочных контрактов, используемую для подавления независимого профсоюзного движения, в Грузии трудовой кодекс служит фактически тем же целям — дать право работодателю уволить любого недовольного работника. Внесение поправок в трудовой кодекс Кыргызстана ведет тоже к этому. Грузинский либеральный эксперимент распространяется и в другие страны, в том числе и в Кыргызстан, но также и в страны ЕС, где под предлогом кризиса реформируются системы трудовых отношений с ухудшением прав трудящихся. Приоритетом МКП-ВЕРС является сдерживание таких атак и восстановление прав трудящихся, и он готов поддержать ФПК в борьбе за интересы трудящихся. Для этих целей ВЕРС использует международные наблюдательные механизмы МОТ, содействие со стороны международных организаций, в том числе Международного валютного фонда и Всемирного банка, Европейского союза и новых структур глобального экономического управления - «большой восьмерки» и «большой двадцатки», а также вовлекает свои членские организации в проведение кампаний, укрепление потенциала и повышение осведомленности. Он также отметил, что сотрудничество с ФПК будет укрепляться, а процесс вступления будет перезапущен по мере стабилизации и консолидации системы профсоюзов ФПК.

Ираклий Петриашвили отметил, что международная солидарная поддержка — как на политическом, так и на практическом уровне — играла важную роль в реорганизации грузинских профсоюзов и их способности противостоять анти-профсоюзным репрессиям. Он предложил ФПК поддержку профсоюзов Грузии, их опыт и знания в борьбе с либеральными подвижками, но также и в оптимизации структур ФПК и ее международной роли, что получило поддержку лидеров ФПК. Более того, Асылбек Токтогулов призвал к профсоюзному единству и консолидации, концентрации всех профсоюзных усилий против внешних угроз и вновь заявил о намерении ФПК присоединиться к семье МКП и привлечь международную солидарность в борьбе за достойнгый труд в стране.