Гендерная комиссия КТР выступила за репродуктивную свободу

В связи с появлением в последние месяцы инициатив о полном запрете прерывания беременности и, как первого шага, выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС) Комиссия по гендерному равенству Конфедерации труда России выпустила заявление, в котором обратила внимание на возможные катастрофические последствия полного или частичного запрета абортов в нашей стране.

Напомним, публичное обращение о запрете абортов подписал 27 сентября 2016 года предстоятель Русской православной церкви, патриарх Кирилл. В его поддержку выступила также Анна Кузнецова, занимающая с недавних пор пост уполномоченного по правам ребенка. Ранее, 21 сентября, инициатива о полном запрете абортов была вынесена на обсуждение в Государственную Думу.

«Церковь делает акцент в основном на признании эмбриона человеком с момента зачатия, возводя церковные догматы в статус общечеловеческих ценностей, — отмечается в заявлении Комиссии по гендерному равенству. — Интересы и права женщины и членов ее семьи при этом игнорируются. Противники абортов в своих инициативах усматривают возможность решить проблемы низкой рождаемости в России. Однако демографы неоднократно убедительно доказывали, что такой связи нет и не будет».

В заявлении также отмечается: «Представители консервативных сил, церковные деятели заявляют, что бедность не должна быть препятствием для рождения детей. При этом они не выражают готовность взять на себя ответственность за полноценное материальное обеспечение сколько-нибудь значительного числа беременных женщин и женщин с малолетними детьми, оказавшихся без средств к существованию».

В документе указывается на ряд последствий, к которым в современной России может привести полный или частичный запрет абортов. Прежде всего, вывод абортов из системы ОМС сделает их недоступными для наиболее уязвимых категорий женщин — женщин с низкими доходами, женщин, проживающих в сельской местности, многодетных. Вместе с тем, на фоне существенной инфляции падают доходы работающего населения, а в группе бедности оказывается больше всего семей с двумя несовершеннолетними детьми. В особенно уязвимом положении оказываются матери, воспитывающие детей в одиночку.

«Многие работодатели не готовы учитывать потребности работников с семейными обязанностями, крайне редко на предприятиях и в организациях встречаются социальные программы для семей с детьми», — отмечается в заявлении.

Также в документе указывается, что в российском обществе превалирует традиционное распределение семейных обязанностей, когда быт и дети считаются зоной ответственности женщины. «Это приводит к росту нагрузки на женщину с появлением каждого ребенка в семье, особенно, на работающую женщину, к которым в России относится около 80% женщин трудоспособного возраста», — подчеркивается в заявлении.

В документе отмечается, что самый эффективный путь снижения числа абортов — планомерная и повсеместная кампания по предотвращению нежелательных беременностей, которая включала бы просвещение подростков и взрослых, дешевые и доступные средства контрацепции, заинтересованность медицинских организаций в консультировании по таким вопросам. Кроме того, необходимо совершенствование системы социальной поддержки беременных женщин и женщин с малолетними детьми, а также стимулирование сознательного отцовства и решение проблемы взимания алиментов.

Полный текст заявления читайте ниже:

ЗАЯВЛЕНИЕ
Комиссии по гендерному равенству Конфедерации труда России по поводу предложений о выведении абортов из системы ОМС и полном запрете абортов

3 октября 2016 года

21 сентября 2016 года на обсуждение в Государственную Думу была вынесена инициатива за полный запрет на прерывание беременности. 27 сентября патриарх Кирилл подписал обращение о полном запрете абортов в России. Затем позиция церкви была уточнена: пока РПЦ собирается добиваться только вывода абортов из системы ОМС. Детский омбудсмен Анна Кузнецова также поддержала это предложение. Полтора года назад церковники уже озвучивали предложение запретить аборты и в качестве первого шага вывести их из системы ОМС. Эти заявления вызывают широкий общественный резонанс, что говорит о важности поднятой темы.

Церковь делает акцент в основном на признании эмбриона человеком с момента зачатия, возводя церковные догматы в статус общечеловеческих ценностей. Интересы и права женщины и членов ее семьи при этом игнорируются. Противники абортов в своих инициативах усматривают возможность решить проблемы низкой рождаемости в России. Однако демографы неоднократно убедительно доказывали, что такой связи нет и не будет.

Представители консервативных сил, церковные деятели заявляют, что бедность не должна быть препятствием для рождения детей. При этом они не выражают готовность взять на себя ответственность за полноценное материальное обеспечение сколько-нибудь значительного числа беременных женщин и женщин с малолетними детьми, оказавшихся без средств к существованию. Также консерваторы не демонстрируют усилий по противостоянию сексизму, обесцениванию личности женщины, представлениям о «биологически обусловленной полигамии» мужчин, что так широко тиражируется средствами массовой информации, в том числе, находящихся под государственным контролем. Не слышны голоса консерваторов, которые были бы обеспокоены проблемами домашнего насилия, при котором применение физической силы в отношении женщин нередко сочетается с супружескими изнасилованиями. Не говоря о широко известных негативных явлениях, в странах, решившихся на запрет абортов (рост подпольных операций, убийства новорожденных, ущерб репродуктивному здоровью женщин, рост числа сирот и пр.), исследования о судьбах детей, рожденных нежеланными, указывают на наличие в их взрослой жизни целого комплекса психологических и социальных проблем: склонности к асоциальному поведению; сниженной (по сравнению с желанными детьми) самооценке, способности к адаптации, удовлетворенности жизнью, готовности к родительской роли и пр.

Комиссия по гендерному равенству Конфедерации труда России обращает внимание на возможные катастрофические последствия полного или частичного запрета абортов в современной России.

1. Вывод абортов из системы ОМС сделает их недоступными для наиболее уязвимых категорий женщин — женщин с низкими доходами, женщин, проживающих в сельской местности, многодетных. Это неизбежно приведет к росту числа нелегальных абортов с последующим ростом числа заболеваний и смертности. В период запрета абортов в 1930—1940-х годах материнская смертность в России превышала 320 человек на 100 тысяч населения, сейчас она — около 10 человек. Женщины, родившие нежеланного ребенка, с большой вероятностью будут пытаться от него избавиться, что будет способствовать смертности новорожденных. Этому же может способствовать внесенная в Госдуму инициатива о запрете установки в медучреждениях беби-боксов.

2. Число абортов в России сокращается год от года, таким образом, угроза этой проблемы общественному здоровью и будущему нации существенно преувеличена. В 2015 году было зарегистрировано 848 тысяч абортов, в 2014 — 930 тысяч. Мы считаем, что самый эффективный путь снижения числа абортов — планомерная и повсеместная кампания по предотвращению нежелательных беременностей: просвещение подростков и взрослых, дешевые и доступные средства контрацепции, заинтересованность медицинских организаций в консультировании по таким вопросам. Второе направление — совершенствование системы социальной поддержки беременных женщин и женщин с малолетними детьми. Третье — кампания по стимулированию сознательного отцовства, решение проблемы взимания алиментов, особенно с учетом высокого уровня разводов в Российской Федерации (распадается каждый второй брак — 53%, по данным Росстата за 2016 год).

3. Экономика России переживает не лучшие времена: на фоне существенной инфляции падают доходы работающего населения, а в группе бедности больше всего семей с двумя несовершеннолетними детьми. Эксперты отмечают рост коммерциализации социальной сферы: все больше граждан вынуждено обращаться к платным медицинским и образовательным услугам, поскольку качество или время ожидания бюджетной услуги оказывается неприемлемым. В 2015 году были упразднены бесплатные группы продленного дня в школах — взимание платы оставили на усмотрение образовательного учреждения. Закрываются сельские школы, сокращается число бесплатных мест в учреждениях дополнительного образования. Во многих регионах не решена проблема обеспечения детей местами в детских садах, что не позволяет одному из родителей трудоустроиться. В Москве введена дискриминационная практика по отношению к детям до 2 лет 8 месяцев и без постоянной московской регистрации. Формально, эти дети стоят в очереди на получение места в детсаду, но Департамент образования Москвы не предоставляет им места даже в случае их наличия. Еще один пример отказа государства от социальных обязательств: 30 сентября 2016 года правительство решило в 2017 году не увеличивать размер материнского капитала. Список примеров снижения уровня социальной поддержки семьи можно продолжить. Но очевидно, что одним из важнейших стимулов для принятия решения о рождении ребенка может быть уверенность родителей, и прежде всего, матери, в социальном благополучии будущего ребенка.

4. В особенно уязвимом положении оказываются матери, воспитывающие детей в одиночку. 4,5 месяца декретного отпуска оплачиваются в зависимости от зарплаты матери, но минимальный размер выплат равен 7500 рублей в месяц. Минимальное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 2 908 рублей в месяц. Пособие на ребенка от 1,5 до 3 лет — 50 рублей. С учетом того, что в России число ясельных групп для детей младше 1,5 лет исчисляется единицами, женщина с малолетним ребенком не может трудоустроиться и оказывается полностью зависима от поддержки семьи и окружения. Социальные службы, как правило, предлагают только выплату разового пособия и временное помещение ребенка в приют или детский дом.

5. В российском обществе превалирует традиционное распределение семейных обязанностей, когда быт и дети считаются зоной ответственности женщины. Это приводит к росту нагрузки на женщину с появлением каждого ребенка в семье, особенно, на работающую женщину, к которым в России относится около 80% женщин трудоспособного возраста. Известно, что женщины часто рассматриваются как «неудобные» работницы именно по причинам (реальным или только предполагаемым) их высокой «традиционной» вовлеченности в заботу о зависимых членах семьи. Неравенство в оплате труда, препятствия в продвижении по службе, постоянно расширяющийся список профессий, где женский труд запрещен (более 450 профессий), сексуальные домогательства — лишь часть реалий, с которыми сталкиваются женщины, пытающиеся реализовать себя в социально-трудовой сфере.

6. Многие работодатели не готовы учитывать потребности работников с семейными обязанностями, крайне редко на предприятиях и в организациях встречаются социальные программы для семей с детьми. Недостаточно форм занятости, позволяющих успешно сочетать обязанности в семье и на работе. Зарплаты одного родителя в большинстве случаев не хватает для обеспечения семьи из 3—4 человек. Воспитание детей в российском обществе навязывается гражданам как моральная обязанность, особенно настойчиво это требуют от женщин, не подкрепляя это реальным вкладом в социальное обеспечение. Но выбор — иметь или не иметь детей — должен быть неотъемлемым правом каждого человека.

В силу всего вышеизложенного мы считаем недопустимым и опасным предложение о выводе абортов из системы ОМС (а тем более их полного запрета) и считаем, что для снижения числа абортов необходимо:
— ведение кампании по просвещению граждан о методах планирования семьи;
— образовательные программы для подростков;
— совершенствование социальной политики по поддержке беременных женщин, матерей, семей с детьми;
— обеспечение доступности социальных услуг: медицины, образования, социального жилья;
— создание программ по получению образования и трудоустройства женщин из уязвимых групп;
— проведение просветительской работы по пересмотру устаревших представлений о ролях и обязанностях женщин и мужчин в семье и в обществе, так как, с одной стороны, эти стереотипы способствуют сохранению традиционных ролей женщины как матери и жены и подрывают социальный статус женщин и их образовательные и профессиональные перспективы, а, с другой стороны, препятствуют более активному включению мужчин в повседневную жизнь семьи, домашнюю работу и воспитание детей.

КТР