Лука Висентини, Генеральный секретарь ВЕРС и ЕКП, сообщил об основных достижениях европейского профсоюзного движения в построении консолидированного реагирования на кризисы в рамках Европейского Союза, а также в рамках внешних связей ЕС и поддержки. Шаран Барроу, Генеральный секретарь МКП, обозначила основные приоритетные области, на которых сосредоточено внимание международного профсоюзного движения: рабочие места, доходы и заработная плата, универсальная социальная защита, ответственность бизнеса, охрана и безопасность труда, государственная ответственность. Мария Элена Андре, директор МОТ-ACTRAV, представила четыре столпа подхода МОТ к ситуации с COVID19: стимулирование экономики и занятости, поддержка предприятий, рабочих мест и доходов, защита трудящихся на рабочем месте и социальный диалог для устойчивых решений.
В ходе дискуссии участники подчеркнули проблемы, с которыми сталкиваются их профсоюзы, в частности, с точки зрения сохранения занятости и доходов, здоровья и безопасности работников, обеспечения основных прав, включая свободу объединения. Члены женского комитета призвали уделять особое внимание гендерному воздействию кризиса, росту домашнего насилия и насилия на работе, необходимости инвестиций и регуляризации экономики ухода. Разрушительное влияние на перспективы трудоустройства молодежи было затронуто молодыми участниками Школы. Школа также обсудила конкретные нарушения прав, которые правительства и работодатели совершили в нескольких странах региона, таких как Албания, Венгрия, Польша, Украина, Кыргызстан и другие.
Особое внимание было уделено участию регионов в Трехстороннем саммите высокого уровня МОТ. Хайнц Коллер, региональный директор МОТ по Европе и Центральной Азии, представил основные положения Саммита и его региональной - европейской части, которая будет организована 1 июля 2020 года. В ходе дебатов профсоюзные деятели региона сформулировали несколько основных приоритетных сообщений для Саммита МОТ, включая, среди прочего:
• Необходимость решения проблемы создания более устойчивой экономической модели после вспышки, основанной на справедливом переходном процессе и социальной справедливости, и недопущение возврата к мерам жесткой экономии и неустойчивой задолженности. Устойчивость и восстановление не должны быть возвращением к старому нормальному состоянию.
• Социальный диалог как наиболее успешное средство разработки политики и действий на государственном уровне для решения проблем кризиса здравоохранения и экономики, с которым мы сталкиваемся, и коллективные переговоры как инструмент для точной настройки корпоративных решений. Эффективные социальный диалог и коллективные переговоры возможны только тогда, когда соблюдается свобода объединения и у социальных партнеров есть адекватные средства и возможности.
• Основные права трудящихся должны соблюдаться, и МОТ должна направить четкий недвусмысленный сигнал правительствам и работодателям, которые используют кризис как ложный предлог для наступления на основные свободы.
• Кризис непропорционально затронул тех, кто уже находился в нестабильных условиях труда, особенно молодежь, а также домашних работников, трудящихся платформенной экономики, трудящихся-мигрантов, многие из которых являются женщинами, которые не были частью основных решений во многих странах и были просто выпущены из вида. Настало время настаивать на универсальных гарантиях труда, а также на создании глобального фонда социальной защиты для обеспечения всеобщей социальной защиты, что также является ключевым элементом для достижения ЦУР.
• Систематическая недооценка «основных» секторов и государственных услуг во многих европейских странах в результате приватизации, аутсорсинга, недостаточного инвестирования привела к гибели тысяч людей. Во многих случаях у правительств просто не было ресурсов, чтобы справиться с этой проблемой, поскольку государственное здравоохранение было принесено в жертву задолго до COVID19.
• Кризис только усугубил уже существующие пробелы, в первую очередь, гендерные, с точки зрения заработной платы, доступа и адекватности социальной защиты. Женщины, скорее всего, продолжат работать на передовой в жизненно важных секторах при любых обстоятельствах, а также в домашних хозяйствах, часто сталкиваясь с многозадачностью, присущей удаленной работе и уходом за детьми и семьей. Кроме того, в условиях экономических кризисов воздействие на женщин оказывается непропорционально неблагоприятным, с ростом риска бедности и бедности среди трудящихся.
• Инвестиции в качественные и доступные общественные услуги по уходу должны оставаться главным приоритетом для удовлетворения потребностей населения во время пандемии, а также в условиях новой «нормальности». Секторы ухода и обслуживания должны стать возможностями для более качественной занятости. Признание и получение квалификации для работы по уходу, которая остается неоплаченной, необходимы для того, чтобы позволить женщинам быть в полной мере частью рынка труда, системы социальной защиты и общества в равной степени. Борьба с насилием на работе и дома – который для многих также является рабочим местом - должна продолжаться путем создания правовых рамок и на практике.
• Хотя поддержка предприятий и занятости важна, но этого недостаточно. Рабочие места миллионов трудящихся защищены, но они вынуждены были содержать свои семьи на скудные доходы, основанные на неадекватных национальных системах минимальной заработной платы, особенно в восточных странах региона. Кризис только усилил борьбу за достойную заработную плату, которой профсоюзы занимались годами.
• Чрезвычайная помощь со стороны государств для устойчивости бизнеса должна иметь условия. Только ответственный бизнес, который платит справедливые налоги в странах ведения деятельности, соблюдает индивидуальные и коллективные права трудящихся и осуществляет комплексный анализ, в том числе с точки зрения воздействия на окружающую среду, - вносит вклад в устойчивость общества и, следовательно, имеет право на такую чрезвычайную поддержку.
• Появление новых рисков того, что успехи технологических достижений в управлении кризисом, связанным со вспышкой вируса, будут в дальнейшем применяться для осуществления цифрового контроля со стороны государства и работодателей над трудящимися в нарушение личных свобод и неприкосновенности частной жизни.
• COVID19 является профессиональным заболеванием. В настоящее время это известный фактор риска для миллионов трудящихся, особенно в секторах на передовой: здравоохранение, розничная торговля, транспорт, но не только. Необходимо признать это как на национальном, так и на международном уровне путем разработки соответствующих трудовых норм.