25 июля 2017 года суд в южноказахстанском городе Шымкент приговорил бывшего лидера Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан, Ларису Харькову, к четырем годам ограничения свободы передвижения и запрету занимать публичные посты в течение пяти лет, по подложным, по мнению профсоюзных и правозащитных организаций, обвинениям в растрате.
Харькову также приговорили к 100 часам принудительного труда, что, по словам активистов, противоречит законодательному запрету Казахстана всех форм принудительного труда в стране.
Приговор Харьковой последовал за ликвидацией КНПРК решением суда в январе в попытке подавить забастовочную активность нефтяников в западной Мангистауской области.
Предыдущие приговоры Заместителя председателя КНПРК Нурбека Кушакбаева к двум с половиной годам заключения за призыв к забастовке, а также профсоюзного активиста Амина Елеусинова к двум годам заключения по, согласно заявлениям, политически-ангажированным обвинениям в растрате профсоюзных средств и неповиновению полиции, стали серьезным ударом для независимого профсоюзного движения в Казахстане.
На пресс-конференции в Алматы 1 августа, Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человек и соблюдению законности, раскритиковал атаки правительства на независимые профсоюзы и назвал это «незаконным вмешательством» в деятельность общественной организации, которая имеет право самостоятельно определять, на что тратить собственные средства.
Подобные нападки, по словам Жовтиса, «имеют одну цель и эта цель проста. Я осмелюсь заявить, что это чисто политическое, а не судебное дело». Он добавил: «Это попытка разобраться с профсоюзным движением в условиях ухудшающейся экономической ситуации и возможных социальных протестов с целью обеспечить контроль за теми, кто в состоянии мобилизовать трудящихся на высказывание своих проблем».
Жовтис также осудил законодательные несоответствия в судебном решении по делу Харьковой, так как приговор включает конфискацию имущества и сто часов принудительного труда.
Согласно законодательству Казахстана, только собственность, полученная преступным путем или связанная с преступлением, может быть конфискована. К тому же, так как Казахстан ратифицировал Конвенцию Международной организации труда №29 по принудительному и труду, то Харькову не должны были приговаривать к принудительному труду, особенно в случае, когда одним из вариантов были общественные работы.
Огромный удар по глобальным амбициям Казахстана
Критики отмечают, что приговор Харьковой может навредить международным позициям Казахстана, а также амбициям стать передовой развитой страной мира.
“Приговор Ларисе Харьковой и наложенные на нее ограничения заниматься профсоюзной деятельностью – это еще один гвоздь в крышку гроба независимого профсоюзного движения в Казахстане», - заявила Мира Ритман, исследователь организации Human Rights Watch по Средней Азии. «Власти должны немедленно прекратить свою неотступную попытку подавить права работников и разрешить Харьковой продолжить свою работу».
Ритман заявила, что атаки правительства Казахстана на трудовые права – ограничительный закон о профсоюзах, подавление независимых профсоюзов и преследование активных профсоюзных лидеров по политически мотивированным криминальным обвинениям – это препятствие для глобальных и экономических амбиций, таких как вхождение в 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году, как указано в амбициозном плане страны по социально-экономическому развитию «Стратегия 2050».
“Постоянное наступление правительства на трудовые права противоречат международным трудовым стандартам, важность которых признана многими иностранными инвесторами», - она сказала Equal Times.
“Наступление правительства на трудовые права также не соответствует стремлениям вступить в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщество богатых наций с штаб-квартирой в Париже, где считают, что взаимодействие с независимыми профсоюзами и соблюдение трудовых прав важны для их членов».
Антон Леппик, Исполнительный секретарь Всеевропейского регионального совета Международной конфедерации профсоюзов (МКП) также сказал Equal Times, что дело против Харьковой было несомненно инициировано и активизировано службами госбезопасности, в виду их пристального интереса к деятельности КНПРК и связям с профсоюзами трудящихся в западном Казахстане.
«МКП подала официальную жалобу в Комитет по свободе объединения МОТ в связи с нападками на КНПРК и ее лидеров», - отметил Леппик. «Это длительный процесс, но мы уверены, что Комитет будет решительным по отношению к несоблюдению правительством международных обязательств. Комитет по применению норм Международной конференции труда уже это признал», - отметил он, добавив, что МКП и некоторые ее членские организации уже контактировали с институтами ЕС, ОЭСР и США и другими правительствами, а также отдельными компаниями с бизнес-интересом в Казахстане с целью оказания влияния на казахстанских властей.
Он высказал мнение, что Казахстан может потерять доступ к рынку США, так как национальный профцентр АФТ-КПП поднял вопрос в рамках Генеральной системы преференций, а этот статус могут получить только страны, соблюдающие международные трудовые стандарты.
В ходе визита в столицу, Астану, в феврале, власти заявили представителям МКП, что несмотря на отмену регистрации КНПРК, ее структуры могут зарегистрировать новую конфедерацию. “Это действительно возможно, но потребует уйму работы, в условиях жестких процедур установленным [новым] законом о профсоюзах, который был признан МКП и МОТ как явно нарушающий Конвенцию МОТ №87», - отметил Леппик.
“Все же, когда отдельные лидеры преследуются, очень тяжело собрать остатки конфедерации, принимая во внимание размер и разнообразие страны. И ясно, что ограничение передвижения и запрет на занятие общественных постов направлены на предотвращение участия Ларисы в профсоюзном движении».
Людмила Экзархова, пресс-секретарь КНПРК, отметила, что дело Харьковой стало однозначным посылом для предотвращения других от создания независимых профсоюзных организаций в Казахстане, но оставшиеся члены конфедерации планируют создавать новую
“У нас все еще есть три профсоюза, основавших КНПРК и сейчас мы находимся на стадии создания новой национальной профсоюзной организации. Даже если Харькова не сможет занимать общественные должности, у нас есть лидеры, способные сменить Харькову на позиции лидера и вести нашу национальную организацию в правильном направлении», - заявила Экзархова.