МОТ поможет реализовать гарантии для молодежи и проконтролировать, что выданные ЕС 6 млрд. евро будут использованы для того, чтобы дать европейской молодежи работу. МОТ сыграет более значительную роль в помощи странам Европы, пострадавшим от кризиса, в исправлении экономических, социальных и политических последствий кризиса, а также возрождении доверия в этих странах.
16 апреля 2013 I Текст: Берит Квам (Перевод с английского)
Безработица среди молодежи была основным вопросом, рассматривавшемся на неформальной встрече министров труда во время 9-ого Европейского регионального совещания МОТ в Осло с 8 по 11 апреля. Последствия кризиса в Европе можно выразить следующей фразой “Рабочие места, рост и социальная справедливость”. На встрече в Осло было принято решение о том, что МОТ должна быть отведена более серьезная роль в помощи странам в преодолении кризиса, в соответствии с ожиданиями самой МОТ.
С начала кризиса в 2008 году свыше десяти миллионов европейцев потеряли работу. Число безработных в Европе сейчас достигает 26 миллионов человек. Наиболее сильно безработица затронула молодых людей, а также людей с низким уровнем образования. В среднем почти каждый четвертый представитель молодежи в ЕС — безработен. В некоторых местах молодежная безработица составляет почти 60%. Это означает, что сейчас чаще встречаются те, у кого нет работы, чем те, у кого она есть.
“Я надеюсь, что эта конференция сделает важное заявление о нашей решимости и признании чрезвычайной серьезности этого кризиса — это очень тяжелый кризис. Мы должны суметь ответить на этот вызов, но не только МОТ, но также и наши избиратели, правительства, работодатели и работники”, — сказал генеральный директор МОТ Гай Райдер в интервью онлайн-журналу “Nordic Labour Journal” (“Скандинавский трудовой журнал”) в предпоследний день конференции.
Молодежная безработица в Европе стала основным вопросом, обсуждавшимся во время неформальной встречи министров труда. Ранее в этом году страны ЕС достигли политического соглашения о введении гарантий для молодежи. Меры, разработанные для борьбы с молодежной безработицей, также обсуждали комиссар ЕС по занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор и Гай Райдер из МОТ, который считает, что это как раз пример такой сферы, в которую МОТ может внести более серьезный вклад:
“Основная проблема сегодня — это ввести [гарантии для молодежи] на национальном уровне, чтобы превратить эти деньги и намерения дать молодежи работу в конкретные практически осуществимые и эффективные схемы. И именно это мы обсуждали на неформальной встрече в понедельник вечером.
МОТ может помочь в том, чтобы связать экспертизу на европейском уровне с национальным опытом. Вместе с ЕС и странами, являющимися его членами, правительствами Европы, работодателями и работниками МОТ может помочь ввести конкретные и эффективные решения в национальный план”, — говорит Гай Райдер.
Никто не отрицает кризиса
Во второй половине конференции он говорит, что обсуждения на этой встрече привлекли множество участников, зал был полон. Эта встреча носила неформальный характер, участники говорили очень искренне, прямо и с большой вовлеченностью. Среди участников были 34 министра или заместителя министра труда, а также представители профсоюзов и работодателей.
“Также стоит заметить, что ни один из людей, которые выступали перед участниками конференции, не отрицал кризиса”, — говорит генеральный директор МОТ, Гай Райдер.
Те шесть месяцев, которые он провел в звании руководителя МОТ, он подчеркивает, что кризис требует, чтобы МОТ приняла на себя новую и активную роль в политике рынка труда. Он хочет, чтобы его члены, как правительства, так и организации работодателей и трудящихся, сейчас сказали, каким образом они хотят, чтобы МОТ внесла свой вклад перед лицом кризиса. Не желая забегать вперед и сообщать о результатах конференции, он представил несколько идей:
“Я считаю, что МОТ должна более активно участвовать в работе на национальном уровне в решении проблем рынка труда, я думаю, мы сыграем важную роль”, — говорит он и приводит пример:
“Когда “тройка” проводила встречу в Греции и помогала с проведением реформы рынка труда в стране, думаю, что если бы МОТ также принимала в этом участие, результат был бы лучше. Это логично, ведь мы — организация, у которой есть знания о рынках труда. У “тройки” нет этого опыта”.
Комиссар ЕС по занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор сказал журналу Nordic Labour Journal, что не совсем согласен с тем, что МОТ не принимает участия в этой работе. Гай Райдер также подтвердил, что МОТ примет участие в семинаре по вопросам социального диалога в Греции вместе с Комиссией Европейского союза.
“Это делается для того, чтобы правительства, работодатели и трудящиеся постарались вместе сесть и поговорить о проблемах, с которыми им предстоит столкнуться. Мы были в Ирландии, после проводили такую работу в Португалии, Испании и Греции”.
Новая роль МОТ
Трехстороннее сотрудничество и социальный диалог — это суть того, чем занимается МОТ. Социальный диалог должен помочь партнерам вместе находить решения. Генеральный директор МОТ считает, что здесь его организация может вмешаться и принять участие на национальном уровне.
“Одной из жертв нашего кризиса в Европе стал социальный диалог, но всегда гораздо лучше вместе обсуждать, чем навязывать людям решения”, — говорит Гай Райдер и приводит Грецию в качестве яркого примера.
“В Греции система социального диалога попросту разрушена, поэтому когда мы в июне поедем туда с Европейской комиссией, наша работа будет заключаться в том, чтобы начать заново складывать процесс социального диалога. То же самое я мог бы сказать и в Испании. В Испании очень сильные традиции социального диалога, но сегодня он не очень хорошо реализуется, даже совсем не реализуется. То же самое я мог бы сказать о Португалии. В Ирландии — есть социальный диалог. Это измененная система социального диалога, она просто была реорганизована из-за кризиса, но она все еще на месте”.
Цель Гая Райдера в вопросе новой роли МОТ — стать ближе к членам на национальном уровне, а также углубить партнерство на региональном уровне. МОТ хочет помочь ввести политическую программу работы по трудовым вопросам и обратиться к организациям, обладающим серьезным влиянием на то, что происходит в Европе, таким как МВФ. Докладчики конференции не были выбраны случайным образом. Среди них были: комиссар ЕС по занятости, социальным вопросам и политике социальной интеграции Ласло Андор, вице-президент Европейской комиссии Олли Рен, заместитель директора-распорядителя МВФ Минь Чжу, генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа, генеральный секретарь Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) Бернадетт Сеголь и, конечно, высокопоставленные члены организаций работодателей в Европе и главы правительств как, например, премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг, представляющий принимающую сторону.
“Поэтому нам нужно работать на двух уровнях: региональном с международными организациями, но также и в качестве прямого вмешательства на уровне страны, а методом должен стать социальный диалог”.
Социальный диалог способствует доверию
Очевидно, что страны с эффективным социальным диалогом наилучшим образом смогли противостоять кризису в Европе: посмотрите на Австрию, страны Скандинавии, Швеции удалось добиться успеха в минимизации влияния кризиса. Сейчас все больше стран ведут переговоры о новых реформах рынка труда, основанных на социальном диалоге. Вчера это была Франция, сейчас через это проходят Нидерланды.
Он продолжает — многое происходит. Предстоящая забастовка в Норвегии на следующей неделе также стала темой для разговора для тех, кто приехал в воскресенье вечером:
“Но они говорили друг с другом. И действительно, на следующий день это было сделано. И это было решение. Я думаю, что это важные соображения о том, как работает эта скандинавская модель. Люди ищут решения вместе. Существуют организации, существует доверие, и кажется, что модель работает хорошо”.
Премьер-министр Йенс Столтенберг в своем выступлении в понедельник подчеркнул, вслед за руководителем Конфедерации профсоюзов Норвегии Роар Флотен, что несмотря на мнение многих людей о противоположном, в Норвегии существует гибкий рынок труда, пусть и в рамках тщательно разработанной системы социального обеспечения. “Это равновесие между гибкостью и защищенностью, или отсутствие этого равновесия, и окрасило эту конференцию”, — говорит Гай Райдер.
Гибкость и защищенность
“Иногда это именно раздвоение: либо жесткие меры — либо рабочие места и рост, либо гибкость — либо защищенность. Я думаю, что мы боремся, чтобы найти способы того, как на уровне Европы можно согласовать и соединить эти различные цели. Вполне разумно хотеть того, чтобы государственные финансы находились в равновесии, законно хотеть, чтобы у людей была работа, и чтобы экономический рост снова вернулся. Нам нужно найти способы, которые приведут нас к этим целям вместе, и я думаю, что эта скандинавская модель демонстрирует важные вехи, потому что у вас сочетается гибкость на рынке труда с защищенностью и хорошими условиями труда — таким образом, они не обязательно должны быть взаимоисключающими”.
Является ли это также вопросом доверия?
“Да, как г-н Гуррия, генеральный секретарь ОЭСР, сказал: доверие — это очень важный товар. И я думаю, он прав. Я думаю, что кризис уменьшил уровень доверия в нашем обществе, и его нужно восстанавливать”.
По данным ОЭСР инвестиции в активные меры рынка труда во время кризиса сократились на 21%. Как вы можете это прокомментировать?
“Это тревожный факт. Мы понимаем, что сбережения должны накапливаться. Но мы хотим инвестировать деньги с умом, а хороший способ инвестировать государственные средства — это вложить их в такую активную политику рынка труда, которая может снова дать людям работу. Это не затраты, это инвестиции”.
После двух с половиной дней конференции, приблизились ли вы к решению кризиса в Европе?
“Я не думаю, что европейский кризис можно решить в Осло за три дня, но считаю, что эта встреча помогла нам продвинуться вперед, хотя нам предстоит еще проделать огромную работу. Есть расхождения во мнениях. Какова должна быть золотая середина в структурной реформе рынка труда? Вы слышите как работодатели говорят, что нам нужно сделать гораздо больше, а трудящиеся [говорят] — что некоторые из введенных реформ подрывают фундаментальные права трудящихся. Как сказал министр финансов Норвегии Сигбьёрн Йонсен: “Это не Божье дело. За кризисом стоят решения людей, и их можно изменить”. МОТ хочет внести свой вклад в эти изменения”.